Автор: Игидбашян Српуи Мисаковна
Успех посещения ребенком врача-стоматолога зависит не только от технических навыков врача, но и от его способности управлять поведением ребенка во время лечения. Врач-стоматолог должен уметь оценить уровень тревоги маленького пациента и выбрать правильные мероприятия по коррекции и адаптации к лечению зубов, а также понимать, как он может среагировать в тот или иной момент лечения зубов.
Дети, посещающие стоматологический кабинет не в первый раз, либо проявляют полное понимание действий врача, либо негативно реагируют на них. В таких случаях требуется переучивание. Негативная реакция детей может быть результатом неудачных предыдущих визитов к стоматологу либо следствием отрицательного влияния родителей или сверстников.
Если у ребенка был неприятный опыт в стоматологическом кабинете, то даже если его приведут в другую клинику, где работает другой врач, он все равно будет убежден, что те же неприятные события будут происходить и здесь.
Для устранения такой генерализации персонал клиники должен продемонстрировать «разницу» и создать новые ассоциации и стереотипы у ребенка. Если убежденность ребенка в том, что ему будет больно, на практике не подтверждается, то формируется новый стереотип. Ребенок начинает доверять врачу. У него развивается новое представление о стоматологической клинике и формируется новое отношение к стоматологии в целом.
Максимальное время визита не должно превышать 30–45 минут, так как при длительном визите рассеивается внимание ребенка, а вероятность развития стресса повышается с увеличением длительности лечения.
Разделение ребенка и родителей может быть оправдано по следующим причинам:
– родители часто повторяют указания врача, что может быть неприятно как врачу, так и ребенку;
– родители становятся барьером, мешающим установлению взаимоотношений врача и ребенка;
– врач не может в полной мере использовать методику управления голосом в присутствии родителей пациента, так как это может их обидеть;
– ребенок делит свое внимание между родителем и врачом;
– врач делит внимание между пациентом и родителями.
Желаемое поведение ребенка можно закрепить поощрением (материальное подкрепление).
Наиболее эффективным видом поощрения является подарок. Различные презенты должны быть использованы как выражение благодарности врача за хорошее поведение ребенка, а не как подкуп с целью получить обещание от ребенка, что он будет вести себя хорошо. Подарок оставляет у ребенка приятное воспоминание о визите к стоматологу.
Чрезмерное беспокойство родителей негативно сказывается на поведении ребенка во время первого визита к врачу-стоматологу. Этому подвержены дети любых возрастов, но особенно малыши до 4 лет. Это объясняется очень близкими взаимоотношениями ребенка и родителей, начинающимися с периода новорожденности и постепенно ослабевающими с возрастом.
Необходимо заметить, что основной причиной повышенной тревожности у детей является нарушение детско-родительских отношений: неоправданно строгая позиция взрослого, неадекватные средства воспитания приводят к тому, что в сложной ситуации дети теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Неспособность близкого человека контролировать страх ребенка усиливает его проявление до состояния ужаса. Ребенок получает двойную дозу страха: изначальный страх и боязнь, что его некому контролировать, и он чувствует себя непонятым другими.
Клиника Олимпийская деревня, д. 16